22.04.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3874; сегодня: 1.

Нужна ли России национальная платежная система?

Нужна ли России национальная платежная система?

Обсуждавшаяся в течение нескольких лет концепция о необходимости создания национальной платежной системы начинает приобретать реальные очертания. 10 марта текущего года президент России поддержал предложение главы Сбербанка Германа Грефа о создании национальной системы платежных карт на основе технологий банка. Однако целесообразность создания подобной системы вызывает большие сомнения.

Отправной точкой формирования российского рынка платежных карт можно считать начало 90-х гг. XX века, когда был принят Закон «О банках и банковской деятельности», появились первые коммерческие банки и сформировались отечественные платежные системы – STB Card и Union Card. На сегодняшний день эти системы по-прежнему функционируют, хотя по объемам циркулирующих карт существенно уступают мировым платежным системам Visa и MasterCard. Так, на долю STB Card приходится 1,4% от всех карт, выпущенных на территории России, на долю Union Card (после объединения в 2005 г. она стала называться Объединенная платежная система NCC|UC) – 1,1%. Более, чем на 95% российский рынок заполнен картами системы Visa и MasterCard ввиду возможности их использования как платежного средства не только в России, но и в любой стране мира. Отечественные системы пока могут предложить возможность применения карт только на постсоветском пространстве и в ограниченном количестве иностранных государств (Македония, Черногория, Чехия).

Мировая практика свидетельствует о том, что становление рынка пластиковых карт шло от кредитных карт к дебетовым. В России ситуация обратная. Можно констатировать, что по состоянию на 2009 г. рынок дебетовых карт преобладает над рынком кредитных карт. В общей сложности в 2009 г. в России было выпущено 126 млн. пластиковых карт, из которых почти 80% составляют дебетовые карты, и лишь 20% – кредитные.

Лидерами по количеству используемых пластиковых карт ожидаемо являлись Москва, Московская область и Санкт-Петербург. На их долю приходилось 44% от всех, циркулирующих на территории России, карт. Менее всего карт было выявлено в республиках Северно-Кавказского (Карачаево-Черкесская Республика – 64,3 тыс. карт; Республика Ингушетия – 37,9 тыс. карт) и Дальневосточного федеральных округов (Еврейская автономная область – 57,3 тыс. карт; Магаданская область – 62,2 тыс. карт).

Анализируя структуру транзакций, проводимых по банковским картам, и количество карт, приходящихся на 1 экономически активного жителя России, можно констатировать, что отечественный рынок пластиковых карт находится только в стадии становления.

Так, в 2009 г. лишь 9% операций, совершенных по платежной карте, был направлен на оплату товаров и услуг и 91% – на снятие наличных. При этом в некоторых регионах – республика Мордовия, Оренбургская, Пензенская и Костромская области – объемы обналичивания составили более 96%.

Проводя сравнительный анализ количества пластиковых карт, приходящихся на 1 трудоспособного жителя стран Азии, Европы и Америки, можно констатировать, что мы значительно уступаем большинству государств. Так, в России на 1 человека приходится лишь 1,4 карты, тогда как в Японии – 11,6, в Южной Кореи – 6,75, в США – 6,6, в Бразилии – 4,35.

Развитию рынка дебетовых карт в России не способствуют и банки. Конкурентный анализ тарифов на дебетовые карты, проведенный компанией Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group) в марте-апреле 2010 г., позволил установить, что в среднем годовое обслуживание основной и дополнительной дебетовой карт составляет 1300 рублей. Помимо этой оплаты Клиент также будет вынужден каждый раз платить комиссию за снятие наличных – около 0,6% в банкомате и 1% – в кассе своего банка, а также не менее 750 рублей в год за sms-уведомления.

Таким образом, возникает резонный вопрос, а готова ли российская экономика к созданию национальной платежной системы, принимая во внимание, что уже 2 национальных системы существуют, но пользуются минимальной популярностью у россиян, количество торговых точек, принимающих к оплате пластиковые карты, немного, а условия, выдвигаемые банками, не стимулируют российских потребителей оформлять платежные карты.

Агентство Symbol–Marketing (подразделение Symbol Communication Group)

Телефон: (495) 221-32-02

Факс: (495) 221-32-02

E-mail: marketing@symbolgroup.ru

www.symbol-marketing.ru

www.symbolgroup.ru


Ньюсмейкер: Symbol Communication Group — 24 публикации
Поделиться:

Интересно:

В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
23.04.2024 18:16 Мероприятия
В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
Проект "Поэт в России - больше, чем поэт", в рамках которого представят четыре концертные программы, объединяющие русскую поэзию и музыку, стартует в России. Программа первого сезона будет посвящена русским поэтам Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову, Сергею Есенину и Сергею Михалкову, ее покажут...
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
23.04.2024 16:46 Новости
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
В Москве прошел форум молодых предпринимателей «Создай наше», организованный Корпорацией МСП и Агентством стратегических инициатив. В его рамках прошла пленарная дискуссия «Развитие и поддержка молодежного предпринимательства в России». Как отметил в начале обсуждения...
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
23.04.2024 15:33 Мероприятия
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
В Дубае стартовал Международный бизнес-форум «Мир возможностей». За 2 дня (23 и 24 апреля) масштабное деловое событие объединит в Дубае лидеров российского и международного бизнеса для обсуждения сотрудничества в новых глобальных условиях. Форум — событие номер 1 для компаний и инвесторов...
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
23.04.2024 13:26 Новости
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
На рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач – защитник неба блокадного Ленинграда». Монумент призван увековечить память незрячих бойцов ленинградской противовоздушной обороны в годы Великой...
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
23.04.2024 09:40 Аналитика
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
По предварительным оценкам аналитиков АТОР, порядка 75% поездок на майские праздники туристы совершат по России, а 25% – за рубеж. В России, при сохраняющемся лидерстве курортов Краснодарского края, туристы расширяют географию поездок, а вот в выездном туризме часть спроса с других направлений...