03.06.2015 18:38
Новости.
Просмотров всего: 3729; сегодня: 1.

Система Smart-MES ликвидирует воровство топлива (часть 2)

Прорывная Система Smart-MES, или кому выгоден перерасход топлива электростанций.

В социальной сети на мои высказывания по вопросу повышения энергоэффективности электростанций были многочисленные отклики. Привожу лишь маленькую более цивильную их часть, чтобы представить, что думают сами энергетики и специалисты, связанные с энергетикой:

1) «Те, кто управляет, контролирует и исполняет энергетические функции, все находятся в доле, по разделу доходов от обмана населения и предприятий. Величина этих доходов напрямую зависит от уровня потерь энергоресурсов. Чем больше уровень потерь, тем больше уровень доходов. Бизнес, построенный на расточительстве энергоресурсов, извините, по-другому работать не может» [23].

2) «А вы о высоких материях. А сколько аварий на станциях? А что ОРГРЭС развалили и разрабатывать программы по продлению срока службы ТЭС и проводить диагностику оборудования некому».

3) «Минэнерго РФ отстранялось и, по-видимому, так будет и дальше, потому как спросить не у кого и не с кого. Идёт целенаправленное уничтожение энергоэффективности» [24].

4) «А в кулуарах шепнули, что подобная ситуация с низкой энергоэффективностью чрезвычайно выгодна руководству, так как они от этого имеют большой доход в собственные карманы в обход акционерам».

5) «Закон № 261-ФЗ изначально был нерабочий, из-за отсутствия мер контроля и огромного количества ведомств, участвующих в согласовании отдельных его разделов».

6) «А сейчас чтобы сократить потребление электроэнергии на пускаемом объекте мне нужно столько согласований получить, что я бесплатно буду сидеть на пущенном объекте не менее полгода».

Так кому же выгоден огромный перерасход топлива? Складывается такое впечатление, что независимо от наших постоянных разговоров на эту тему реально в его существование просто никто не хочет верить. Думаю, что перерасход топлива никому не нужен.

Но в каждой Генерирующей компании есть своё лобби внедряемых IT-технологий, которое просто не может допустить инакомыслия со стороны. Должна быть проявлена поистине политическая воля Руководства Генерирующих компаний, чтобы понять, что расчёты фактических и нормативных ТЭП в реальном времени с интервалом не более получаса это не просто возможность полного устранения более чем 10%-го перерасхода топлива, но и предупреждение аварийных ситуаций.

Привожу три возможных взгляда на перерасход топлива:

1) Менеджмент категорически не верит и не хочет верить, что есть перерасход топлива на электростанциях в принципе.

2) Менеджмент думает, что если и есть какой-либо перерасход топлива, то это из-за большого износа оборудования.

3) Менеджмент сильно сомневается, что если даже и будет выявлен перерасход топлива, то его категорически нельзя уменьшить в силу технологических особенностей.

Спорить на эту тему можно до бесконечности, но попробуем спокойно разобрать эти моменты. Понятно, что если менеджмент Генерирующей компании – упёртый, и просто не хочет слышать ни о перерасходе топлива, ни о Системе Smart-MES, то все рассуждения на эту тему ему «до фонаря».

Но в Генерирующих компаниях есть и здравые люди, которые понимают, что если можно малой кровью существенно увеличить энергоэффективность электростанций, то почему бы и не осуществить это.

Естественно, куда было бы проще принимать решение, если бы в соседней Генерирующей компании это уже было реализовано. Но тогда не только цены, но и сами разговоры на эту тему были бы совсем другими.

1) Менеджмент категорически не верит и не хочет верить, что есть перерасход топлива на электростанциях в принципе.

Перерасход топлива соответствует разности фактического расхода и нормативного расхода топлива (dB = Bфакт – Bнорма). Но если нет перерасхода топлива, значит, есть его экономия? Но экономия топлива возможна только в небольшие промежутки времени, когда подача топлива прекращается, а котёл в силу своей тепловой инерционности продолжает вырабатывать пар и, следовательно, турбоагрегат – электроэнергию. А после охлаждения котла для его нагрева потребуется то же самое количество сэкономленного топлива.

В результате экономии топлива нет даже при оптимальной загрузке оборудования. Фактически экономия может быть только в сравнении с прошлыми периодами. Оптимизация загрузки в большей степени влияет на нормативный расход топлива, и только опосредованно – на фактический расход, т.к. в этой цепочке участвует человек.

Электростанция – это динамический объект, когда в каждую минуту есть фактический расход топлива, но есть и его расчётный нормативный расход. При стабильной работе в каждую минуту фактический расход не может быть меньше нормативного, т.к. это вообще претит здравому смыслу. В переходные же режимы экономии топлива не может быть тем более.

Таким образом, электростанция не может сработать лучше, чем ей предписано нормативами. В противном случае – просто нормативы не верны. Поэтому возможен только перерасход топлива, который постоянно накапливается из поминутных перерасходов.

Но самое главное, что реальные получасовые расчёты на средней ТЭЦ с дополнительным энергоблоком ПГУ наглядно показывают наличие этого огромного перерасхода топлива. Но вот в чём загадка. Оказывается, в месячных расчётах на MS Excel по этой же ТЭЦ гордо красуется экономия топлива.

А разгадка этих чудес кроется в элементарных махинациях в ПТО. Просто в расчётах фактических ТЭП стоит реальный расход сетевой воды, а в расчётах нормативных ТЭП этот расход на порядок меньший фактического. Вот так руководство ПТО электростанции элементарно дурит руководство Генерирующей компании. И проверить это очень затруднительно. А вот получасовые расчёты уже это шаманство не пропустят.

В рыночных условиях, когда оплачиваются не выработанные электроэнергия и тепло, а только востребованные, а за топливо приходиться платить сполна, вот вам и ещё источник перерасхода топлива.

2) Менеджмент думает, что если и есть какой-либо перерасход топлива, то это из-за большого износа оборудования.

В данном случае здесь невольно подменяется перерасход топлива на фактический его расход. Дело всё в том, что реальный расчётный получасовой перерасход топлива никто (кроме нас) никогда не видел, т.к. для этого нужна Система Smart-MES, а её кроме нас ни у кого нет.

Месячные же расчёты ТЭП по накопленным данным в корне не верны из-за криволинейности нормативных графиков и наличия пороговых функций в расчётах. Данные расчёты следует выполнять на интервалах не более получаса, а за месяц значение перерасхода топлива получать только суммированием получасовых перерасходов.

А теперь, как же можно объяснить износом оборудования следующий реальный факт? При максимальной загрузке электростанции в дневные часы перерасход топлива близок к нулю, а при неполной загрузке в ночные часы перерасход зашкаливает за 30%. Это что же днём износ оборудования на перерасход топлива не влияет, а ночью влияет?

Вот в этой-то чуши и заключается суть неверных высказываний некоторых горе специалистов. Однако, к ним Минэнерго РФ и региональные Минэнерго очень внимательно прислушиваются и с апломбом их дублируют в своих ответах.

А как же быть с перерасходом топлива, который произошёл из-за невозможности реализовать излишне выработанную электроэнергию. В этом-то факте уж точно износ оборудования не виноват.

3) Менеджмент сильно сомневается, что если даже и будет выявлен перерасход топлива, то его категорически нельзя уменьшить в силу технологических особенностей.

Огромный перерасход топлива, существующий в настоящее время на всех тепловых электростанциях, может быть и производственным, и коммерческим. Если с коммерческим перерасходом более или менее всё понятно в силу того, что выработанные электроэнергия и тепло не могут накапливаться, т.е. они должны быть сразу же выгодно реализованы, а вот с производственным перерасходом всё не так однозначно.

Производственный перерасход топлива может быть по технологической причине и по причине человеческого фактора. Но для того, чтобы это понять и выявить, необходима Система Smart-MES.

А вот, что точно с уверенностью можно сказать, так это то, что с помощью Системы легко можно избавиться и от коммерческого перерасхода топлива, и от производственного, принося тем самым Генерирующим компаниям ежегодную дополнительную прибыль не менее 300 миллионов рублей с каждой электростанции.

Например: В ночные часы потребность в электроэнергии падает. Следовательно, необходимо снизить подачу топлива в энергетические котлы, что фактически и происходит. Но возникает законный вопрос. Почему же при этом увеличивается текущий перерасход топлива? Да всё очень просто. Вслепую, используя только режимные карты, это контролировать просто не возможно.

Но, имея график поставки электроэнергии и тепла, с помощью Системы Smart-MES возможно снижать подачу топлива несколько раньше, чем это требуется согласно графику поставки, учитывая большую тепловую инерционность многотонных котлов. Да и с помощью Системы Smart-MES легко вообще постоянно контролировать минимальный текущий перерасход топлива при точном соблюдении графика поставки электроэнергии и тепла.

Резюме: Мы никогда не говорили, что только наша Система Smart-MES способна помочь снизить расход топлива в Генерирующих компаниях. Экономия топлива – это технология. И её могут реализовать на любом программном обеспечении, но почему-то сейчас это и близко не наблюдается.

А мы твердо уверены, что наша Система Smart-MES – самая легко адаптируемая и самая высокоскоростная. И другим реализовать данную технологию по устранению перерасхода топлива, не имея программное обеспечение с подобными характеристиками, практически не возможно.


Фирма ИнформСистем осуществляет разработку и внедрение MES-Системы "MES-T2 2020" для расчёта ТЭП ПТО и управления производством электростанции.


Ньюсмейкер: ИнформСистем — 427 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...