31.08.2015 17:56
Новости.
Просмотров всего: 5669; сегодня: 4.

ГЧП в энергетике: бизнесу нужны новые предложения

Экспертное мнение Андрея Лебедева, генерального директора ГК «Крикунов и Партнеры».

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – активно развивающийся механизм, точнее будет сказать инструмент выгодного сотрудничества между государством и бизнесом. На сегодняшний день, для многих сфер бизнеса ГЧП стало одной из наиболее развитых форм инвестиционных отношений, очень популярной, но не идеальной. Главный принцип, на котором оно построено – взаимное сотрудничество государства и бизнеса при соблюдении баланса интересов. Учитываются вопросы финансовых, репутационных и прочих интересов, а риски в каждом проекте поделены между его участниками.

В идеале, - этот инструмент разработан для эффективного и более масштабного привлечения внебюджетных средств при решении стратегически важных задач государственного уровня и значения. Так ли это в жизни, попробуем разобраться на примере энергетической отрасли.

Ограниченные возможности бюджетного финансирования и высокая степень износа основных фондов энергетической отрасли вынуждают государство ставить привлечение частного капитала в финансирование проектов в качестве одной из ключевых задач своей инвестиционной политики. Тем самым надеясь обеспечить устойчивое финансирование энергетики, обеспечить постепенный процесс ее модернизации, обновления генерирующих объектов и сетевой инфраструктуры, давая необходимый импульс для развития.

В июле 2015 г. Президентом РФ был подписан закон, направленный на реализацию инвестиционных проектов в различных сферах экономики, в частности электроэнергетике, при помощи государственно-частного партнерства. Но, увы, несмотря на прилагаемые усилия, по моему мнению, новый закон работать не будет. Разберемся в причинах.

Закон о ГЧП не решил тех проблем, которые существуют в настоящий момент во всех инфраструктурных отраслях российской экономики. Он не сбалансировал интересы участников ГЧП, не предоставил им равные правовые гарантии. Если говорить точнее, то здесь не предоставлены долгосрочные гарантии возврата инвестиций, кроме того, такое соглашение не универсально – оно касается лишь тех случаев, когда государство/муниципалитет передают предпринимателю имущество.

Соглашение о партнерстве в том виде, в котором оно описано в Законе, не отвечает базовым интересам его участников: публичной власти, бизнеса и потребителей услуг. А если одна из сторон в полной мере не заинтересована в таком сотрудничестве, если ее интересы не учтены в достаточной степени, то и само сотрудничество становится фактически невозможным или не эффективным.

Для публичной власти важна надежность деятельности, качество и доступность продукции частных организаций-отраслевиков, осуществляющих свою деятельность пусть даже и за свой счет. Интересы бизнеса традиционны и логичны – это стабильность и прогнозируемость условий осуществления деятельности, в том числе зависящих от актов органов государственной власти, на период окупаемости проекта. Для конечных потребителей услуг большое значение имеет качество предоставляемых услуг. Очевидно, что результативность осуществления крупных проектов в энергетике зависит от удовлетворения интересов всех трех групп участников.

Если интересы инфраструктурного бизнеса и потребителей балансируются и обеспечиваются заключаемыми между ними гражданско-правовыми договорами, в которых определяются взаимные обязанности сторон и ответственность за их нарушение, то универсальный и работающий механизм для взаимного обеспечения интересов публичной власти и бизнеса не найден.

Основная проблема так и осталась не решенной – при существующем избыточном правовом регулировании совершенно нет правовых инструментов, гарантирующих долгосрочный возврат инвестиций: тарифные и бюджетные решения установлены на довольно короткий срок и могут быть изменены в одностороннем порядке. И, если для краткосрочных проектов это выглядит не так критично, то реализация любых долгосрочных проектов ставится под сомнение. Ни один бизнес не готов принимать участие в проекте, где условия и «правила игры» до конца не понятны и не сформулированы предельно ясно.

Данная ситуация в высшей степени парадоксальна, потому как и государству, и бизнесу нужны универсальные механизмы долгосрочного гарантирования, а законодатель таких механизмов не предоставляет. Все это негативно влияет на инвестиционную привлекательность инфраструктурного бизнеса (потенциальные инвесторы подвергаются риску негативного изменения законодательства/принятию индивидуальных правовых актов, существенно ухудшающих условия осуществления их деятельности). Под угрозой риска находится обеспечение реализации с помощью инфраструктурных проектов публичных задач (улучшение инфраструктурной привлекательности, и, как следствие, бизнес- и социального климата и отдельных территорий).

Эффективным решением описанной проблемы может стать модернизация института государственно-частного партнерства, установленного федеральным законодательством. На мой взгляд, целесообразно прописать в законодательстве новый вид соглашений – об условиях осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с таким соглашением орган публичной власти обязуется выполнять свои административные функции (устанавливать тарифы, выдавать различные разрешения) в отношении предпринимателя определенным образом. Предприниматель же в свою очередь будет обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с параметрами, установленными таким соглашением и направленными на удовлетворение интересов публичного образования. При этом статус данного соглашения должен быть аналогичным статусу гражданско-правового договора в части санкций за его неисполнение, способов защиты сторонами своих нарушенных прав и неприменения к нему норм, принятых после его заключения, что поможет сделать отношения стабильными и устойчивыми.

В заключении стоит отметить необходимость создания условий со стороны государства для полноценного обмена опытом в проведении проектов ГЧП между сферами экономики и регионами, заимствования проработанного законодательства, лучших практик. Это будет способствовать более эффективному развитию данного инструмента.


Ньюсмейкер: ГК Крикунов и партнеры — 31 публикация
Поделиться:

Интересно:

31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...