20.10.2020 14:22
Документы.
Просмотров всего: 9704; сегодня: 1.

Кредиторы не вправе навязывать заемщикам дополнительные платные услуги

Банк России и Роспотребнадзор напоминают кредиторам о праве заемщиков на отказ от дополнительных платных услуг.

В совместном информационном письме, направленном в банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, Банк России и Роспотребнадзор обращают внимание на недопустимость навязывания заемщикам дополнительных платных услуг, в том числе юридических и консультационных, а также на закрепленное в законе право потребителя отказаться от уже приобретенных услуг.

Оба надзорных ведомства получают жалобы, в которых граждане пишут, что при выдаче кредитов и займов кредиторы не дают им возможности отказаться от дополнительных платных услуг, игнорируя таким образом установленные законом права потребителей. При этом оплачиваются дополнительные услуги зачастую из заемных средств, а условия их оказания определяет поставщик в одностороннем порядке в стандартных формах.

Российское законодательство запрещает навязывать приобретение одних товаров, работ или услуг при приобретении других, а также дает заемщику право отказаться от дополнительной платной услуги, не потеряв при этом возможность получить кредит или заем. Потребитель может в любое время отказаться и от уже купленной дополнительной услуги — при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Любые условия договора, нарушающие установленные законом права потребителя, признаются недействительными, заключают Банк России и Роспотребнадзор.

Текст документа:

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)

№ ИН-06-59/148

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

№ 02/20986-2020-23

12 октября 2020 года

Кредитным организациям

Микрофинансовым организациям

Кредитным потребительским кооперативам

Сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам

Информационное письмо о праве потребителя на отказ от дополнительных платных услуг

Банк России и Роспотребнадзор в связи с поступающими обращениями граждан по вопросам нарушения их прав при предложении и оказании дополнительных платных услуг по договорам возмездного оказания услуг, в том числе юридических и консультационных (далее – дополнительные платные услуги)1, при предоставлении потребительских кредитов (займов) сообщают следующее. Кредиторы при предоставлении потребительских кредитов (займов) предлагают дополнительные платные услуги, в том числе выступая в качестве агентов или иных представителей организаций, оказывающих данные услуги, при этом оплата дополнительных платных услуг зачастую производится потребителями за счет заемных средств, а условия оказания таких услуг определяются исполнителями услуг в одностороннем порядке в стандартных формах, к которым присоединяются потребители.

Банк России и Роспотребнадзор обращают внимание кредиторов на то, что пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон № 353-ФЗ) установлено требование об обеспечении заемщику в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) возможности согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату дополнительной услуги кредитора, из которого вытекает обязанность кредитора обеспечить заемщику возможность получить потребительский кредит (заем) без приобретения такой услуги.

Таким образом, навязывание заемщикам при предоставлении потребительских кредитов (займов) дополнительных платных услуг является недопустимым.

Однако из поступающих в Банк России и Роспотребнадзор обращений граждан следует, что ряд кредиторов не исполняют указанные требования Закона № 2300-1 и Закона № 353-ФЗ, а также не информируют заемщиков надлежащим образом о потребительских свойствах дополнительных платных услуг, в том числе об их объеме, об итоговой стоимости дополнительных платных услуг, и в конечном итоге реализуют такие услуги без предоставления потребителям возможности осуществить их осознанный выбор.

Важно отметить, что помимо права на отказ от приобретения дополнительных платных услуг законодательство также предоставляет потребителю право на отказ от уже заключенного договора оказания дополнительных платных услуг: в соответствии со статьей 32 Закона № 2300-1 гражданину предоставлено право в любое время отказаться от договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов2, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 2300-1 установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В связи с изложенным полагаем недопустимым включение в договор оказания дополнительных платных услуг условий, ограничивающих право потребителя на отказ от договора или усложняющих процедуру такого отказа посредством установления дополнительных по сравнению с предусмотренной статьей 32 Закона № 2300-1 обязанностей.

Банк России и Роспотребнадзор предлагают учитывать данную информацию при предложении и оказании заемщикам при предоставлении потребительских кредитов (займов) дополнительных платных услуг.

Настоящее письмо подлежит опубликованию на официальных сайтах Банка России и Роспотребнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Первый заместитель Председателя Банка России С.А. Швецов

Руководитель Роспотребнадзора  А.Ю. Попова

1 За исключением страховых услуг, проблематика в отношении реализации которых рассмотрена в информации Роспотребнадзора от 21.04.2015 «Роспотребнадзор разъясняет: добровольно-принудительное страхование при предоставлении потребительского кредита (займа) незаконно».

2 В ситуации, когда договор оказания дополнительных платных услуг предусматривает предварительную оплату их стоимости, последующий отказ потребителя от договора влечет обязанность исполнителя услуг возвратить полученное вознаграждение за вычетом фактически понесенных им расходов.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Поделиться:

Интересно:

Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...