14.06.2023 09:27
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 10482; сегодня: 4.

Пассажиропоток внутри страны обновил рекорд

Пассажиропоток внутри страны обновил рекорд

Количество пассажиров, летающих внутри России, стало рекордным в современной истории авиации. Растет доля межрегиональных рейсов в обход Москвы, особенно в Сибири. Однако полагать, что эта тенденция вызвана преимущественно закрытием международных направлений – ошибка. Рассказываем, почему так происходит и на что рассчитывать туристам и турбизнесу.

Внутрироссийскими рейсами в январе – апреле 2023 года воспользовались 22,5 млн пассажиров, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период годом ранее. И на 6,6% больше предыдущего рекорда, установленного в 2021 году. Таким образом, пассажиропоток внутри страны обновил рекорд и стал самым активным в современной истории авиации.

За последнее десятилетие внутрироссийский пассажиропоток отечественных авиакомпаний увеличился в два раза. Например, если в январе-апреле 2013 года рейсами внутри страны воспользовались около 10 млн пассажиров, то за первые 4 месяца 2023 года их уже было 22,5 млн. «Провалы» случались только на фоне острой фазы кризиса авиаперезок в «ковидном» 2020 и в прошлом 2022 году. Такие данные приводит РБК со ссылкой на Росавиацию.

Темпы роста внутрироссийских авиаперевозок значительно снизились.

Несмотря на отдельные комментарии со стороны экспертного сообщества, утверждать, что пассажирские перевозки внутри страны показывают рост «из-за закрытия зарубежных направлений» в корне неверно. Достаточно посмотреть на темпы прироста этого показателя.

С 2017 по 2019 год внутрироссийский пассажиропоток вырос за отчетный период почти на четверть – с 16,3 до 20,3 млн пассажиров. С 2019 по 2021 год – всего на 4%. С 2021 по 2023 год – на 6,6% – с 21,1 до 22,5 млн пассажиров. То есть темпы прироста значительно замедлились. То есть новых пассажиров становится меньше и в абсолютных значениях.

Еще один пример – производственные показатели группы компаний «Аэрофлот». В совокупности внутренний пассажиропоток «Аэрофлота», «России» и «Победы» в среднем относительно стабилен на протяжении последних четырех лет. За январь – май 2023 года на внутренних линиях перевезено 13,3 млн пассажиров. За январь – май 2021 года - 12,1 млн пассажиров, а за первые 5 месяцев 2019 года - 12,3 млн пассажиров. То есть за 4 года внутренними рейсами группы компаний стали пользоваться всего на 8% больше пассажиров. Хотя до 2019 года этот показатель увеличивался, согласно отчетности авиакомпаний, на 7-13% в год.

Таким образом, как и рост внутреннего турпотока, о котором ранее говорил вице-президент АТОР, директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, эта тенденция долгосрочна. То есть авиаперевозки внутри страны росли и до кризиса. Более того, росли они намного более активно.

Региональных рейсов становится больше, потому что меньше летают через Москву.

Действительно увеличивается объем авиаперевозок «в облет Москвы». Так, например, недавно авиакомпания S7 отчиталась, что рейсов из хаба в Новосибирске у нее стало больше, чем из Москвы. По данным РБК из столицы у перевозчика 45 маршрутов, 39 из них – по России, а из Новосибирска – 71 маршрут и 56 из них – внутренние. 

Также авиакомпания «Россия» объявила, что разлет из Петербурга по количеству направлений сравнялся с московским.

Эту тенденцию отражает и пассажиропоток базового для S7 аэропорта Толмачево. По прогнозам менеджмента авиаузла, в 2023 году там планируется обслужить 8,5 млн человек, что на 12% больше, чем в 2022 году. В свою очередь, в по итогам прошлого года услугами Толмачево воспользовались 7,5 млн человек, что на 12,2% превышает результат 2021 года.

В марте 2023 года Госкорпорация по ОрВД зафиксировала, что половина всех внутренних рейсов в России выполняется «в облет Москвы», что стало рекордом. В 2019 году таких было 39%, в 2020 – 45,6%, в 2021 – 46,3%.

Аналитики авиаотрасли объясняют, что авиаперевозчики действительно вынуждены искать и «раскатывать» для себя новые рентабельные направления по России. Хотя и эта тенденция наметилась «не сегодня». Но особенно выгодно результаты деятельности региональных хабов стали смотреться на фоне падения транзитного пассажиропотока через Москву.

Региональному турбизнесу нужны планирование и предсказуемость.

Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли предполагает, что по итогам 2023 года внутри России должны быть перевезены 91 млн пассажиров. Смогут ли авиакомпании выполнить план, пока не ясно – высокий сезон еще впереди. Впрочем, надежды прошлого года уже не оправдались и Минтранс пересмотрел свою позицию, возложив определенные надежды и на международный сегмент. А в этом году нет и программы субсидирования, которая в значительной степени стимулировала пассажиров к использованию внутренних маршрутов годом ранее.

Развитие межрегионального авиасообщения также происходит благодаря субсидированию со стороны государства. Однако, например, около месяца назад авиакомпании уже сократили ранее заявленные полетные программы из Омска по причине секвестирования бюджета на поддержку региональных авиаперевозок.

Эксперты рынка еще раз подчеркивают, что для грамотного планирования бизнес-процессов, в том числе, в туристической отрасли, которая неразрывно связана с авиационной, важно понимать, что далеко не все, что СМИ позиционируют как «рост» и «развитие» на самом деле является таковыми. Как мы увидели на примере статистики выше, «органический» рост пассажиропотока докризисных лет был куда более динамичным чем сегодняшний. Кроме того, и результаты прошлого года во многом достигнуты благодаря субсидированию из госбюджета, которое сокращается.

Риски, в том числе, для туристической отрасли, несет и постоянное изменение маршрутной сети авиаперевозчиков. Если, например, с учетом госдотаций авиакомпания начинает «раскатывать» направление, а потом сворачивает его по причине отсутствия финансирования, то страдают, в первую очередь, пассажиры, туристы и туротрасль, которые уже построили планы с учетом этого направления.

Поэтому самое важное, что можно сделать для гармоничного развития рынка пассажирских авиаперевозок в настоящий момент – это реалистичный взгляд на вещи и предсказуемое планирование помощи со стороны государства.

Текст: Екатерина Тропова


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11398 публикаций
Сайт: www.atorus.ru/node/52886
Поделиться:

Интересно:

Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
15.07.2025 15:14 Новости
Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
На проходящей в Париже под председательством Болгарии 47-й сессии Комитета всемирного наследия принято решение о включении российского культурного объекта «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещера Шульган-Таш (Капова пещера), расположенная в заповеднике «Шульган-Таш» в Бурзянском районе Республики Башкортостан, представляет собой уникальный археологический памятник мирового значения. Это – хранилище древнейших наскальных рисунков Северной Евразии, которое включает в себя более 200 уникальных изображений людей, животных и геометрических знаков, возраст которых от 16 до 20 тысяч лет. Стилистические особенности изображений свидетельствуют о сильной самобытной местной традиции и символизме древних художников. Изображение двугорбого верблюда-бактриана является самым древним из ныне известных рисунков этого животного в...
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
14.07.2025 12:09 Консультации
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
Прежде, чем купить винтовой компрессор для компании, производящей напитки, необходимо тщательно разобраться в том, какие задачи решает промышленный винтовой компрессор для производства такого типа. В первую очередь, воздушный компрессор вырабатывает сжатый воздух для средств автоматизации производства. Сжатый воздух применяется для управления клапанами и механизмами в составе автоматизированных линий для заполнения, упаковки и розлива. Безмасляный сжатый воздух (частицы масла, используемого для смазывания компрессора, могут попадаться в воздухе, если на производстве используется маслозаполненный/маслосмазываемый компрессор) гарантирует безопасность вашей продукции. Следующий этап использования сжатого воздуха - транспортировка при помощи пневматических конвейеров. С его помощью по трубам подаются сухие ингредиенты (порошковое молоко, какао, другие смеси). Если воздух, подаваемый...
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
14.07.2025 11:12 Аналитика
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших кредитов наличными за июнь 2025 года
11.07.2025 18:29 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших кредитов наличными за июнь 2025 года
В сезон отпусков и ремонтов «Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными заёмщикам потребительскими кредитами благодаря дисконтам к ставкам, возврату процентов и отсрочке первого платежа. В ходе исследования аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру» сравнили текущие параметры кредитов наличными в ТОП-100 российских банков (по размерам кредитных портфелей на 01.05.25 г.). Результатом экспертной оценки и расчётов кредитного калькулятора сервиса стал рейтинг продуктов по итогам июня в разрезе двух групп кредитных организаций: — «Лучшие кредиты наличными банков ТОП 1-50»; — «Лучшие кредиты наличными банков ТОП 51-100». Методика, которую «Выберу.ру» применил в исследовании, позволила ранжировать потребительские кредиты не только по размерам ставок. В качестве значимых критериев были использованы: полная стоимость кредита; коэффициент, отражающий диапазон минимальной...
ITKey CLUB: Идеальный Cloud Adoption – инсайты для ИТ-руководителей
11.07.2025 17:20 Мероприятия
ITKey CLUB: Идеальный Cloud Adoption – инсайты для ИТ-руководителей
3 июля 2025 года состоялось ключевое событие для ИТ-руководителей – летняя сессия ITKey CLUB под названием «Идеальный Cloud Adoption: Каждый шаг имеет значение!». Мероприятие, организованное компанией ITKey (ООО “Ключевые ИТ-решения”), собрало ведущих экспертов и визионеров отрасли для обсуждения актуальных вопросов внедрения облачных технологий, преодоления зависимости от поставщиков (vendor-lock) и построения эффективных ИТ-инфраструктур. Открывая мероприятие, Андрей Ковалёв, Генеральный директор и сооснователь ITKey, подчеркнул стратегическую важность облачной трансформации: «В условиях стремительно развивающегося цифрового мира переход в облако - это уже не просто техническое обновление, а стратегическая трансформация. Сегодня вопрос стоит не в том, нужно ли внедрять облачные технологии, а в том, как сделать это правильно: эффективно, безопасно и в соответствии с долгосрочными...